Пожалуй, один из самых скандальных законов последних лет – новый Налоговый кодекс. Бизнес и государство спорило о его своевременности весь 2025 год, а в 2026 году, практически сразу, как только новый Налоговый кодекс начал действовать, начал работу проектный офис по редактуре этого документа. Обсуждения поправок идет регулярно, но будут ли менять одну из самых болезненных норм – запрет на вычеты для тех, кто работает по упрощенке в секторе B2B – неизвестно. Ulysmedia.kz попытался понять статус-кво проблемы.
Уступка от КГД
Проектный офис по обсуждению поправок в Налоговый кодекс работает и генерирует новые идеи с завидной регулярностью.
Некоторые из них бизнес еще на этапе обсуждения называет как минимум сомнительными.
К примеру, приостановка деятельности на интернет-площадках для бизнеса, признанного рискованным.
Цифровизация налогового администрирования, безусловно, далеко продвинулась и в ее надежности никто не сомневается, но все же случаются инциденты, когда она в неблагонадежные записывает случайные компании, начисляет бизнесу двойные и даже тройные ошибочные налоги, а потом – требует их уплаты. И, пока идет спор, статус налогоплательщиков остается сомнительным.
Хорошая новость: в этом вопросе Минфин решил пойти навстречу бизнесу.
— У нас зачастую бывают случаи, когда через электронные площадки производится достаточно большой объем товаров, но при этом налоговая деятельность не исполняется. Но буквально недавно мы провели встречу с Ассоциацией финансистов Казахстана. Пока мы эту норму снимаем с налогового проекта, но сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы провести пилот и научиться правильно искать таких рисковых налогоплательщиков и предпринимать в отношении них какие-либо другие меры, — рассказал на встрече в НПП «Атамекен» заместитель главы комитета госдоходов Минфина Жаныбек Нуржанов.
Импортерам приготовиться
Также, как рассказали на встрече с бизнесом представители Минфина, они планируют ужесточить контроль за сопроводительными накладными на товар из стран ЕАЭС.
— Расхождение по статистике в рамках взаимной торговли, занижение стоимости… Это занижение, я вам скажу, даже не в один и не в два раза. В 40 раз занижают по отдельным наименованиям товара. Условно, ананасы могут завозить за 10 тенге. Зачем это делать? Для того, чтобы не платить НДС, который должен при импорте поступать в бюджет. И, естественно, когда есть максимальное занижение налоговой базы, это, конечно, создает компаниям неконкурентные преимущества перед теми, кто, например, из третьих стран завозит, оплачивает НДС и пошлины в полной мере, — объяснил планируемое нововведение вице-министр финансов Ержан Биржанов.
Вопрос вычетов
Но если многие вопросы так или иначе обсуждаются, то одна из самых болезненных норм – запрет на вычеты между плательщиками НДС и неплательщиками – кажется, осталась подвешенной где-то в воздухе.
Напомним, согласно принятому с января 2026 года Налоговому кодексу, субъекты общеустановленного порядка налогообложения (ОУР) не могут относить на вычеты по корпоративному подоходному налогу расходы за товары и услуги от предпринимателей, работающих на упрощенке. Но далеко не каждый упрощенщик готов перейти на общеустановленный режим – это сложнее администрируется, да и стоит по налогам существенно дороже.
По мнению госорганов проблемы нет.
— От того, что нет B2B, бизнес не закрывается. Упрощенщики работают в B2C и обслуживают розницу. Мы ведь сделали упрощенную декларацию для розничного сектора. Мы убрали порог по НДС, увеличили порог до 2,5 миллиардов тенге, освободили от социального налога с доходов работника. Пожалуйста, кто-то работает в розничном секторе, пожалуйста, пользуйтесь упрощенным режимом. Но от того, что мы убрали вычеты B2B, никаких коренных изменений не произошло. Да, перестроились бизнес-процессы у налогоплательщиков, кто-то встал на НДС, кто-то также продолжает работать на упрощенке, — заверил нас Жаныбек Нуржанов.
Отменять запрет на вычеты, по его словам, никто в ближайшее время не планирует.
Между тем, в НПП «Атамекен» имеют на пробелму совершенно иное мнение.
Заместитель председателя правления НПП Тимур Жаркенов ранее отмечал, что бизнес начинает дробиться, чтобы работать и на упрощенном режиме, но и иметь возможность оказывать услуги бизнесу.
Сейчас, по его словам, НПП отправила в проектный офис по поправкам в Налоговый кодекс свои предложения по решению этой проблемы.
— Мы полагаем, что оптимальным вариантом была бы двойная ставка налогообложения. Чтобы для работы с физическими лицами сохранялась действующая ставка, то есть 4% плюс-минус 50%, то есть итого – от 2 до 6% ставка налога при работе с физическими лицами. Но если упрощенщик начинает работать с плательщиком НДС, то в этих случаях могла бы применяться ставка 8%. Это стало бы достаточной заградительной мерой для нивелирования тех рисков, которых опасается государство – то есть для того, чтобы исключить дробление. Ради 8% же никто уже не будет дробиться. Но эта ставка для малого бизнеса все же лучше, чем полный запрет на вычеты, — объясняет Тимур Жаркенов.
При этом бизнес готов к постоянному мониторингу нормы, но призывает принять решение уже сейчас, по итогам первых девяти месяцев 2026 года, а не ждать конца года.
Массовое закрытие ИП
Сейчас же о том, что новый Налоговый кодекс стал причиной массового закрытия ИП, говорят не только бизнесмены. Соответствующее беспокойство выражают и депутаты Курултая.
Они предлагают проанализировать причины закрытия ИП и, по итогам этого анализа, разработать меры по изменению налогового законодательства.
Источник: Ulysmedia · Анна Величко

